Как бороться с ленью

Всех дел не переделать. Но как быть, если вы всё время всё откладываете на потом? Как бороться с ленью и прокрастинацией? Мы подобрали несколько эффективных советов, которые помогут вам успевать больше и не терять время понапрасну.

Чем лень отличается от прокрастинации

Лень и прокрастинацию путают, но это далеко не одно и то же. Прокрастинация – активный процесс: вы решаете заняться чем-то другим, вместо задачи, которую надо выполнять. Лень же предполагает бездеятельность и апатию. Вы просто «забиваете» на задачу.

Прокрастинация обычно связана с игнорированием чего-то важного, но неприятного, в пользу более лёгкого и приятного. Но поддавшись этому соблазну, вы получите чувство вины. А это уже напрямую сказывается на вашем самоощущении и эффективности.

Постоянно откладывая дела на потом без понимания, почему и зачем, мы теряем мотивацию и разочаровываемся в своей работе. А это прямой путь к потере работы и даже депрессии.

Давайте учиться использовать лень и прокрастинацию на пользу личной эффективности.

Лень ради продуктивности

Мы, живущие в бешеном ритме больших городов, привыкли оценивать себя с точки зрения продуктивности. Но люди не созданы для круглосуточной работы, и если работать без выходных, эффективность снижается.

Вывод очень простой: учитесь делать перерывы. Неважно, чем именно вы занимаетесь. 30-40 минут однообразной деятельности – и мозг к ней привыкает, и начинает ошибаться. Короткий перерыв – и концентрация восстановлена.

Что же касается управления временем, то сократив список дел, вы упростите и тайм-менеджмент. Если вы действительно не справляетесь с потоком бесконечных дел, и на что-то попросту не остается времени, вы просто перегружены. Это не решается мотивацией и уровнем энергии. Сокращайте повестку дня.

Если это сработало – проблема решена. Если же вы вдвое сократили список задач на день, а проблема осталась – вероятно, речь идёт о прокрастинации. А она требует отдельного рассмотрения.

Эффективная прокрастинация

Большинство тех, кто имеет привычку откладывать дела на потом, делает это без всякой осознанной цели. Просто так. И разве может быть иначе? – Конечно, может.

Прокрастинация может стать полезным инструментом, а вовсе не проблемой. Это сигнал, что у вас есть некоторые нерешенные и скрытые проблемы. Прокрастинация поможет вам выявить их – и справиться с ними. Вот как это сделать.

Каждый раз, когда вы чувствуете, что хотите избежать какой-то задачи, проанализируйте, почему вы её избегаете.

  • Это так же страшно, как идти к стоматологу?
  • Это тягостно, как писать завещание?
  • Утомительно, как разбирать хлам в гараже?
  • Вы просто не знаете, с чего начать?

А теперь, определив источник нежелания что-то делать, устраняйте его. Страшно идти к зубному – берите с собой группу поддержки в лице друга. Оформили завещание – идите к родным. Гараж? – Найдите помощников.

Прокрастинация подскажет вам, как упростить выполнение задач. Помните класссический совет по увеличениб продуктивности? «Действовать, откладывать, делегировать или удалять». Откладывая что-то на потом, вы снимаете избыточное напряжение. Главное – понимать, зачем, и быть честным перед собой.

Откажитесь от ненужного

Каждый ли пункт в вашем списке дел действительно важен и нужен? Что будет, если вы попросту не станете что-то делать?

Если вы можете смириться с последствиями – отказывайтесь от задачи.

Звучит странно, и вы начинаете сомневаться: «А вдруг это реально лучше сделать?» – Нет проблем. Избавьтесь от боязни, составив список таких задач, чтобы переместить их в список актуальных позже, когда захотите этим заниматься.

Такой подход некоторые считают типичной ленью, другие — способом улучшить продуктивность. Если для вас это работает — используйте, не стесняйтесь.

Делегируйте!

Если вам не хочется делать что-то, поручите это кому-то ещё. Многие уверены, что если сами они что-то не сделают, то всё рухнет в тартарары. Правда же в том, что с вашей задачей легко справится кто-то ещё.

Вопрос в том, сможете ли вы найти такого человека. Самая большая ошибка делегирования – поручать тому, кто хочет, но не может. Не передавайте работу кому-то просто потому, что этот человек свободен. Ищите того, у кого есть необходимые навыки. Лишь в этом случае вы сможете расслабиться, точно зная, что дело будет сделано правильно.

Делайте позже

Оцените срочность и важность любых задач, от которых вы не можете отказаться или кому-то передать. Но на сегодня оставьте только те задачи, которые

  • не могут быть сделаны позже в принципе
  • в выполнение вовлечено множество других людей

Всё остальное можно добавить в список «Сделаю позже», где они могут оставаться до момента, когда станут жизненно важными. Или их можно будет делегировать кому-то ещё.

Не позволяйте тревоге и боязни последствий истощать вашу энергию, а с ней — и продуктивности. Вместо того, чтобы бороться с ленью, используйте её на пользу своему делу.