В разговорном смысле мы ограничиваем творчество тем, что делают дизайнеры, художники, сотрудники рекламных агентств. Но ведь не только они творческие.
Выдавая несколько идей в минуту, каждый миг испытывая совершенствование — так, по мнению многих, должен выглядеть идеальный работник, творческий человек.
Творчество, это дар небес, вызываемый вдохновением. Творчество вписано в природу человека. Как мыслящие существа, мы не только реагируем на то, что происходит в окружающей среде, но и являемся важным источником всех инноваций и изменений.
Психология рассматривает творчество, с одной стороны, как элемент, связанный с нашими врожденными талантами и предрасположенностью, с другой – как тот навык, который мы можем развивать. Есть тесты, которые измеряют творческий потенциал человека, например, тест Гилфорда. Он состоит в том, чтобы за ограниченное короткое время придумать различные способы использования обычного предмета, например, кирпича. В нем оценивается так называемая творческая текучесть, то есть, сколько идей кто-то генерирует, и так называемая адаптивная податливость, то есть из каких различных областей исходят идеи, что выражает способность использовать разнообразные свойства кирпича.
Содержание
Итак, в какой степени этот потенциал является врожденным и в какой степени он может развиваться?
Конечно, есть некоторые генетические обусловленности, у одних людей „на старте“ этого потенциала меньше, у других больше, но мы способны укреплять и развивать его посредством упражнений. Как эффективны методы обучения или запоминания, так и существуют методы стимулирования творчества.
В чем заключаются такие упражнения?
Прежде всего, речь идет о том, чтобы ослабить критику и освободить себя от мысли, что нет невозможного, слишком дорогого или не нужного, ведь аналитическое мышление и критическое мышление требуют других психических операций, нежели творчество, и могут блокировать его.
А как выглядит сам процесс творчества?
Классическая цепочка творческого мышления начинается с фазы подготовки, в которой мы собираем данные, необходимые для решения той или иной ситуации, и на интеллектуальном уровне пытаемся сознательно придумывать решения или генерировать идеи. Это кропотливая работа, и в конечном итоге может возникнуть разочарование, то есть состояние «невозможного». И тогда-вместо того, чтобы биться головой о стену и злиться на себя или на мир — можно сделать сознательную паузу, предполагая, что если в это время нам придет в голову какая-то идея (что может случиться, но не обязательно), то стоит ее записать. Некоторые даже кладут лист бумаги возле кровати, потому что исследования показывают, что около трех часов утра из подсознания высвобождаются либо тревоги, которые мы отвергаем в течение дня, либо блестящие ассоциации с тем, над чем мы работали раньше. Этот более длительный перерыв является фазой инкубации. Блики могут появиться как раз в это время или когда мы вернемся к работе.
Как только мы выработаем много решений, приходит время выбирать и проверять их по критериям, которые мы поставили перед собой в начале.
Что способствует творческому мышлению?
Фундаментальное чувство безопасности, расслабление. Если мы расслаблены и в хорошем настроении, наш мозг более плодовит, мы можем наслаждаться этим и веселиться, и только потом оценивать отдельные идеи. Кроме того, окружающая среда имеет значение-творчество поддерживает открытые, большие пространства и возможность работать не только за столом. И наоборот-плохо организованное открытое пространство или работа в постоянном контакте с другими могут у одних блокировать творческий процесс, который ведь требует концентрации внимания. Также большую роль играет положение тела: другая позиция мечтателя (наклоненное тело, открытая поза тела, руки, заложенные за голову), другая позиция планировщика (наклоненный над столом) и еще одна критика (закрытая поза, со сложенными руками).